Какие всё-таки товары подлежат обмену и возврату?

При приобретении товара за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон)

права потребителейВ соответствии со статьей 28 Закона потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества обменять купленный товар на аналогичный товар либо возвратить его, за исключением товаров, предусмотренных Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Таким образом, если товар надлежащего качества, то вернуть или обменять его возможно, только если он:

1) относится к непродовольственным. Не подлежат обмену и возврату пищевые продукты надлежащего качества (п. 5 ст. 28 Закона);

2) не был в употреблении;

3) сохранил свои потребительские свойства;

4) не включен в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.

При этом требование потребителя об обмене или возврате качественного товара подлежит удовлетворению только в том случае, если имеются доказательства приобретения этого товара у данного продавца. Согласно пункту 8 статьи 20 Закона отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у данного продавца.

Следует обратить внимание на то, что нельзя вернуть или обменять товар надлежащего качества, если вы купили его у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на рынке или в иных установленных для продаж местах или у ремесленника (п. 6 ст. 28 Закона).

Заявить требование о замене либо возврате товара можно как устно, так и письменно, так как законодательством ни способ, ни форма обращения не установлены. При этом следует выбирать такой способ предъявления требования, который позволит в последующем подтвердить получение требования продавцом, например посредством внесения записи в книгу замечаний и предложений либо отправления заказного письма с уведомлением.

Потребитель, в случае если ему продан товар ненадлежащего качества и (или) недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных статьей 20 Закона, а именно:

1) замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

2) соразмерного уменьшения покупной цены товара;

3) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

4) возмещения расходов по устранению недостатков товара.

При этом данные требования согласно статье 21 Закона потребитель вправе предъявить продавцу в течение гарантийного срока или срока годности товара.

Если у Вас еще остались вопросы и Вам нужна консультация адвоката в Минске обращайтесь за разъяснениями и юридической помощью к адвокату Тукину Андрею Николаевичу.

09.09.2016