Сделки с взаимозависимыми лицами

В последние годы налоговое законодательство постоянно дополняется нормами, которые направлены не столько на оптимизацию налоговых правоотношений, сколько на выявление способов минимизации налогов с целью применения соответствующих мер. При этом очевидно, что наибольший интерес в этой связи у налоговых органов вызывают сделки, совершаемые между взаимозависимыми лицами, поскольку в рамках таких сделок, как правило, минимизация прибыли не приводит к общей потере доходности бизнеса.

Понятие взаимозависимых лиц содержится в ст.20 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть). Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

К таким отношениям относятся отношения:

  • между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации;
  • когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля его прямого и (или) косвенного участия составляет не менее 20 процентов;
  • когда одно лицо подчиняется другому по должностному положению либо одно лицо находится (непосредственно или косвенно) под контролем другого лица;
  • между организациями, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 процентов;
  • когда физические лица состоят в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного;
  • между вверителем, доверительным управляющим и выгодоприобретателем, а также доверительным управляющим и организациями, управление имуществом которых осуществляет доверительный управляющий;
  • между организациями, в составе коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых более 50 процентов - одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в п5.


Стоит понимать, что понятие взаимозависимых и аффилированных лиц не тождественны. Аффилированные лица - понятие корпоративного, а не налогового законодательства, причем данное понятие используется применительно к хозяйственным обществам (ст.56-57 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»), а не к юридическим лицам любых организационно-правовых форм. Кроме того, даже для хозяйственных обществ критерии аффилированности не тождественны критериям взаимозависимости, предусмотренным Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Признание взаимозависимыми лицами влияет:

1) на возможность и порядок сравнения цен в сделках с взаимозависимыми и независимыми контрагентами (ст. 301 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть));

2) на возможность отнесения на затраты для целей налогообложения различных видов задолженностей по сделкам с взаимозависимыми лицами (ст. 1311 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть));

3) на порядок определения налоговой базы подоходного налога при получении доходов в натуральной форме (ст.157 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть)).
сделки с взаимозависимыми лицами
Ввиду наличия зависимости между сторонами, перечисленными в ст.20 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть), такие плательщики требуют более пристального налогового контроля, так как существует риск занижения налогооблагаемых доходов по операциям между ними.

В связи с чем Налоговым кодексом Республики Беларусь предусмотрено, что с 1 июля 2016 года организация обязана будет уведомлять налоговый орган о сделках, являющихся сделками с взаимозависимыми лицами, совершенных в налоговом периоде, посредством представления в налоговые органы по месту постановки на учет электронных счетов-фактур. В счет-фактуре необходимо будет указать на то, что данные организации являются взаимозависимыми.

Какие же цели преследуют налоговые органы устанавливая контроль за сделками между взаимозависимыми лицами?

Во-первых, проверка сделок на предмет их коррупционности.

Во-вторых, контроль за тем, чтобы организации не использовали различные схемы для снижения налогов, не уменьшали искусственно обороты организаций и т.д.

В-третьих, предотвращение использования различий в налоговых режимах разных стран, к примеру, для того, чтобы в зависимости от того, в какой стране с точки зрения налогооблажения это выгоднее, показывать у одной из взаимосвязанных организаций убытки, а у другой - максимальную прибыль.


01.07.2016 г.